ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

 

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ

Анализируя опыт и научные исследования, имеющие отношение к формированию экономической и предпринимательской культуры, необходимо отметить, что существует достаточное количество научных исследований по данной проблеме. Значительный вклад в ее научное обоснование и разработку практических рекомендаций внесли белорусские ученые:

    теоретико-методологические основы роли социальных сетей в формировании моделей экономического поведения индивидов на белорусском рынке труда Н.Г. Соколовой;

    исследования проблем обучения предпринимательству современных обучающихся Л.И. Шумской;

    исследования вопросов формирования ключевых компетенций в деятельности школьного сообщества С.Б. Савельевой;

    работы по вопросам формирования культуры личности учащихся в процессе экономического образования Л.Н. Давыденко;

    изучение особенностей функционирования ученических бизнес-компаний М.А. Красновой;

    исследования процессов формирования предпринимательских компетенций сельской молодежи в условиях социального партнерства Г.Ф. Бедулиной.

На основе научных исследований российских учёных, посвящённых психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности(А.И.Агеев, В.Г.Смольников, М.И.Левитан, З.Г.Ханова, В.В.Марченко, С.Н.Пшеничникова и др.), выведено определение предпринимательской культуры.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА – это интегративная способность личности создавать, организовывать осуществлять проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.

Х.Н. Магомедова  обозначает  признаки предпринимательской культуры личности, которые включают увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, профессиональное чутье, самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность,  деловитость и практичность, готовность к использованию информационных ресурсов  и сетевому взаимодействию, готовность к эффективной коммуникации,  требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову.

Теоретической основой исследования также стали:

    концептуальные положения в изучении и формировании общей и экономической культуры личности, как одного из признаков цивилизованного общества, представленные в трудах П.Г. Бунича, Н.С. Злобина, Л.А. Любимова, В.М. Межуева, В.Д. Попова и др.;

    исследования в области обучения молодежи основам экономической теории и предпринимательской деятельности в системе общего среднего образования, представленные в работах А. Ф. Аменда, Н. И. Горлача, Е. Н. Камышанченко, В. И. Лозовой, И. В. Липсица, А. С. Нисимчука, И. А. Сасовой. и др.;

    исследования в области сетевого планирования и сетевого взаимодействия, представленные в работах Г.Н.Соколовой, Ю. А. Конаржевского, А. И. Адамского, С. В. Тарасова, М. М. Чучкевича, Карла Поланьи, Марка Грановеттера, Мануэля Кастельса

Педагогическая эффективность подтверждена:

    результатами инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства», который был реализован на базе  11 учреждений общего среднего образования   сельских регионов Гродненщины в течение 2014-2017 г., где выявлена актуальность   инновационной деятельности педагогов-новаторов по формированию предпринимательских компетенций сельских школьников (научный консультант к.с.н., доцент Бедулина Г.Ф.);

    результатами инновационного проекта «Внедрение модели деятельности ученических бизнес-компаний в условиях сетевого взаимодействия», который был реализован с 2014 по 2017 г. на базе ГУО «Житьковская средняя школа Борисовского района» (научный консультант к.п.н, доцент Краснова М.А.), где выявлена актуальность использования сетевого взаимодействия в формировании экономической культуры и предпринимательских компетенций обучающихся.

КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ

В модели выделяется 3 основных компонента: целеполагающий, содержательно-организационный, результативно-коррекционный.

1. Целеполагающий компонент, главная функция которого – ориентирующая.

Теоретико-методологическое основание составляют следующие подходы:

деятельностный, предполагает обучение учащихся выбору цели и планированию собственной деятельности, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности;

полисубъектный (диалогический), личность рассматривается как результат общения с другими людьми и является носителем взаимоотношений и взаимодействий определённой группы;

антропологический, предполагает деятельность по созданию, поддержанию и воспроизводству условий, способствующих саморазвитию, самореализации, самовоспитанию;

аксиологический (ценностный) выполняет роль «моста» между теорией и практикой, означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, обеспечивает каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.

Принципы реализации модели:

принцип деятельности - учащийся получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт содержание своей деятельности, что способствует успешному формированию его умений и развитию способностей;

принцип целостности - формирование целостного представления о изучаемом предмете;

принцип психологической комфортности - снятие стрессообразующих факторов деятельности, развитие диалоговых форм общения;

принцип творчества - ориентация на творческое начало;

принцип непрерывности - преемственность между этапами проекта, учитывает психологические особенности учащихся.

2. Содержательно-организационный компонент, функции которого – просветительская, воспитывающая, информационная.

3. Результативно-коррекционный компонент, основной функцией которого является аналитическая.

Модель включает в себя следующие направления оценки деятельности по формированию предпринимательской культуры учащихся:

«Успехи и достижения» — это проявление инициативы, использование предоставляемых возможностей, владение информацией и её использование, настойчивость в стремлении к успеху, ответственность за взятые обязательства;

«Лидерство» - формирование уверенности в себе и в своих успехах; влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, повышение уровня образованности;

«Предпринимательское мышление» предполагает целенаправленность и планирование, генерирование и оценку идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций;

«Взаимодействие и отношения» - надежность и честность, признание важности деловых отношений, развитие деловых контактов, имидж;      

«Образование» - наличие знаний и умений в области ведения предпринимательства, стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере;

«Личностные возможности» - работоспособность и трудолюбие, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность.  

БЛОКИ 

Выделяются следующие блоки: учебно-воспитательное пространство, информационно-образовательное пространство, работа с педагогами, работа с родителями, профориентационная работа.

Блок «Учебно-воспитательное пространство», в котором предусмотрены:

организация факультативных занятий «Основы экономических знаний», «Основы предпринимательства» «Основы потребительских знаний в области безопасности питания, качества товаров и услуг». Занятия проводятся классными руководителями по программам, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь;

открытие объединений по интересам «Умелые ручки», «Мастерица». Программы составлены на основе типовых программ дополнительного образования. Занятия проводятся классными руководителями;

проведение циклов внеклассных занятий: для учащихся 3-5 классов «Я познаю финансовый мир» с использованием Интернет-ресурсов АСБ Беларусбанк «Азбука финансовой грамотности» и Министерства по налогам и сборам «Детям о налогах»;

Блок «Информационно-образовательное пространство»:

деятельность онлайн-клуба «Школа будущего предпринимателя», членами которого являются учащиеся, педагоги. Цель деятельности онлайн-клуба - повышение уровня предпринимательской культуры посредством сетевого взаимодействия. Руководителем клуба является педагог учреждения образования;

деятельность ученического блога «Мова родная – мова модная»;

ученическая бизнес-компания «Нитка & иголка» по изготовлению постельного белья, членами которой являются учащиеся, достигшие возраста 14-ти лет.

 Блок «Работа с педагогами»:

деятельность творческой группы педагогов, руководителем которой является заместитель директора по воспитательной работе.

участие в работе межшкольного методического объединения «Педагогический стартап», которое объединяет педагогов учреждений образования.

Блок «Работа с родителями»:

деятельность родительского лектория «Учимся предпринимательству вместе» с приглашением индивидуальных предпринимателей района. Периодичность заседаний 1 раз в четверть. Декан лектория – классный руководитель.

Блок «Профориентационная работа»:

организация встреч с индивидуальными предпринимателями района.

В результате деятельности в рамках блоков создана система научно-методического сопровождения реализации модели, направленная на личностное и профессиональное развитие педагогов в области формирования предпринимательской культуры.

УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ 

Внедрение данной модели формирования предпринимательской культуры не требует особых условий и материальных затрат, поэтому возможно в любом учреждении общего среднего образования.

Успешной реализации модели содействуют определенные педагогические условия:

Организационные:
организация единого образовательного пространства деятельности субъектов в рамках реализации модели. Создана система управления реализацией инновационного проекта. Организована деятельность сетевых бизнес-сообществ, осуществляется координация их работы.

Информационные:
информационная поддержка сетевыми бизнес-сообществами поиска предпринимательской идеи, разработки и продвижения социальных бизнес-проектов, проведения маркетингового исследования, поиска бизнес-партнёров, формирования у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности;
освещение хода реализации проекта на сайте школы;
трансляция опыта реализации проекта через участие в семинарах, выставках, публикации в СМИ.

Кадровые:
научно-методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагогов;
повышение уровня компетентности педагогических работников школы по реализуемой инновационной деятельности через участие в семинарах, работе методического объединения «Педагогический стартап».

Психолого-педагогические:
психолого-педагогической сопровождение деятельности в рамках внедрения модели;
формирование у педагогов и учащихся мотивации к высокопродуктивной деятельности;
разработка и использование системы мотивирования и стимулирования педагогов и учащихся школы.

Правовые:
изучение нормативных правовых документов;
подготовка локальных документов.

Научно-методические:
разработка научно-методических материалов, необходимых для реализации инновационного проекта.

Финансовые:
оптимальное использование бюджетного финансирования;
привлечение внешних дополнительных ресурсов (добровольные пожертвования родителей, спонсорская помощь и т.п.).

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий