«Мини-сообщество» – новая модель формирования предпринимательской культуры учащихся, в основу работы которого положен американский опыт «Облачное сообщество Мистера Бартона», переведённый с английского языка педагогами и адаптированный к условиям учреждения образования.
Согласно Положению об ученическом мини-сообществе главной целью деятельности является создание условий для самореализации учащихся посредством освоения ими содержания экономических понятий в практической деятельности. Участвуя в деловых играх, учащиеся приобретают духовно-нравственные качества: ответственность, доверие, вежливость, тактичность.
Объединяют ребят обязательные атрибуты: флаг с названием мини-сообщества, эмблема и своя денежная единица, которые участники мини-сообщества придумывают сами.
Названия выбираются путем продуцирования идей. Например, в 5 классе в качестве «валюты» ребята предложили использовать маленькие шоколадки в виде монеток. Отсюда и название их школьного мини-сообщества «Шоколадные монетки». Поддержал их деятельность и выступил спонсором попечительский совет класса. Занятия мини-сообщества проходят в виде деловой игры, в ходе которой учащиеся выбирают сами для себя активные роли, решают проблемные экономические ситуации, используя полученные знания и собственный опыт. Занятия проходят один раз месяц в шестой школьный день и включены в план идеологической и воспитательной работы классного руководителя. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической, на которой учащиеся получают базисные основы экономических знаний и финансовой грамотности, и практической: применение полученных знаний на практике путём решения проблемной ситуации. Учитель выступает в роли координатора и консультанта, напоминает, что для продуктивной деятельности и достижения положительного результата нужно применить свои имеющиеся знания, умения и навыки, свой личный опыт. Для педагогов проведён мастер-класс «Решение конфликтных ситуаций посредством case study» с целью обучения их способам
конструктивного решения конфликтов.
На одном из занятий ребятам надо было решить следующую проблемную
ситуацию, реально существующую в классе: чтобы разнообразить свой досуг,
они решили создать дворовую команду по волейболу, но нет главного
атрибута – волейбольного мяча. Как своими силами, не обращаясь к помощи
взрослых, приобрести мяч? Участники мини-сообщества начинают искать пути
решения. Эффективно использование «Мозгового штурма», ведь на этапе
генерирования идей внимания заслуживают все предложения. Идеи не
критикуются, а приветствуется их комбинация и усовершенствование. В
результате развивается деловитость и творческая
активность,
ребята учатся выстраивать конструктивные отношения со своими
сверстниками, что позволяет им эффективно самоопределяться и
самореализовываться в социуме.
Одна из участниц
мини-сообщества предложила сплести модные среди подростков
браслеты-фенечки, а потом продать их на школьной ярмарке. Остальные
участники её поддержали. Разделяя принципы осознанного потребления,
предложили плести фенечки «секонд-хэнд», то есть из того, что у каждого
есть дома: бусины, ленточки, декоративный жгут (то, что чаще всего
сохраняют, так как жалко выбросить). Тем самым ребята выразили заботу об
окружающей среде малой родины и обучились плетению браслетов.
На
ярмарке все фенечки были проданы, а вырученные деньги были предоставлены
попечительскому совету класса, благодаря содействию которого ребята
смогли приобрести мяч.
Проблемная ситуация решена. Учащиеся смогли
найти способ её разрешить, применив при этом свои умения и навыки и
обогатив свой личный жизненный опыт. В награду члены мини-сообщества
получили «денежное» вознаграждение – шоколадные монетки. Приятно и
вкусно! В результате у ребят сформировались: умение сотрудничать для
достижения положительного результата, коммуникабельность,
ответственность за принятие решения, самостоятельность.
На
формирование ценностных основ энергосбережения повлияло следующее
задание – узнать у родителей, из чего формируется семейный бюджет, как
распределяются статьи расходов, и предложить, каким образом можно
улучшить его улучшить. Ребята выяснили, что за месяц за пластиковые
пакеты для продуктов семья из 3 человек платит около 7 рублей, а в год
выходит более 80 рублей. Изучив информацию в интернете, пришли к выводу,
что альтернативой пластиковому пакету является холщовая сумка. Её можно
сшить самому из ненужных отрезков ткани или одежды, которую уже не
носят. Несколько учащихся класса вместе с родителями изготовили холщовые
рюкзаки для спортивной одежды и холщовые сумки для продуктов. Тем самым
ребята проявили активную позицию к улучшению экологической обстановки
своего города и помогли своим семьям улучшить семейный бюджет.
Таким
образом, в процессе получения на занятиях мини-сообщества базисных
основ экономических знаний и финансовой грамотности у учащихся
формируются духовно-нравственные качества. Учащиеся учатся работать в
сотрудничестве, в команде, обогащают свой личный опыт, развивают такие
социально востребованные личностные качества, как инициативность,
активность, самостоятельность, ответственность за принятие решений,
уверенность в себе. Выражают свою гражданскую позицию, которая
проявляется в заботе об окружающей среде малой родины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий